Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием - Годер 5 класс 2 часть (ГДЗ, ответы)

Задание № 16. Заполните контурную карту «Древняя Аттика»

1. Обведите границы Афинского государства

2. Закрасьте кружочки, обозначающие города Аттики: Афины, Пирей, Марафон. Надпишите их названия

3. Закрасьте важнейший район земледелия

4. Обозначьте серебряные рудники значком



Задание № 17. Напишите, что означают эти слова

Полис — город-государство в античном мире, состоящее из самого города и прилегающей к нему территории

Ареопаг — совет старейшин, орган власти в Древних Афинах

Архонты — высшее должностное лицо в древнегреческих полисах

Демос — В Древней Греции свободные граждане, имеющие гражданские права, но не принадлежащие к аристократии


Задание № 18. Впишите недостающие слова

Главные требования афинского демоса в 7 веке до н.э.

1. Отменить долговое рабство

2. Переделить землю

3. Участвовать независимо от знатности в управлении государством


Задание № 19. Ответьте на вопросы к рисунку нашего времени

«Рабыня раньше, а теперь свободная!» - произносит афинянин со свитком в руках. Как его имя? О какой «рабыне» идет речь? Почему одни люди сбрасывают в пропасть камни, а другие с хмурым видом стоят поодаль? Какое событие из истории Древних Афин изображено на рисунке?

Со свитком изображен афинский архонт Солон, отменивший долговое рабство и повелевший выкинуть с полей долговые камни. «Рабыней», получившей свободу, Солон образно назвал землю Аттики. Земледельцам были прощены все долги, за счет государства выкуплены все, кто был продан в рабство, и было запрещено обращать в рабство афинских граждан. Хмурыми изображены кредиторы, терявшие заложенные им земли


Задание № 20. Впишите недостающие слова

Главное в законах Солона

1. Если должник не сумел отдать долг, то его самого запрещалось отдавать в долговое рабство

2. Архонтом мог стать (кто из граждан?) любой гражданин Афин из первых трех имущественных разрядов (всего их было четыре : пентакосиомедимны, всадники, зевгиты, феты)

3. Для решения государственных дел стали созывать Народное собрание, в котором участвовали все афинские граждане

4. Судьи выбирались из (каких граждан?) свободных афинян


Задание № 21. Выполните задание

Земледельцы Древнего Египта часто запрягали в плуг не быков, а коров (более спокойными коровами легче было управлять). В Древней Греции, напротив, пахали исключительно на быках.
Объясните, почему земледельцы разных стран использовали различных животных для пахоты

Различия объясняются климатом, типом обрабатываемой земли и распространенным местности видом животных. В Египте использовались заливные земли, мягкие и легкообрабатываемые, потому для пахоты использовалась корова (зачем содержать лишних быков). В Греции земля каменистая, трудная в обработке, потому необходимо было использовать физически более сильных животных — быков


Задание № 22. Заполните контурную карту «Главные государства Греции и греко-персидские войны»

1. Обведите границу Аттики

2. Обведите границы двух областей в Южной Греции, находившихся под властью Спартанского государства. Напишите названия этих областей:

1. Мессения

2. Лакония

3. Обозначьте первыми буквами названия главных городов — Афинского и Спартанского государств:

Афины, Пирей, Спарта

4. Закрасьте кружочек, обозначающий место, где раз в четыре года проводились состязания атлетов Греции. Надпишите его название:

Олимпия

5. Обозначьте направления походов войск и флота персидского царя Ксеркса

6. Обозначьте двумя скрещенными мечам места важнейших сражений во время греко-персидских войн и надпишите их названия первыми буквами:

Марафонская битва, Фермопильское сражение, битва при Саламине, битва при Платеях


Задание № 23. Вспомните древнегреческий миф.

Вот начало мифа: «По всей Греции почитали этого могучего героя...» Как звали героя? Какой его подвиг представлен на рисунке нашего времени? Как изображены противники — зверь и человек?

На рисунке изображен первый подвиг Геракла — убийство немейского льва. По приказанию царя Микен Геракл разыскал пещеру, где обитал огромный зверь и вступил с ним в схватку. По мифу шкуру льва не могло пробить ни одно оружие. Геракл ударил льва дубиной, что изображено на рисунке, но она разлетелась, и тогда герою пришлось задушить зверя


Задание № 24. Найдите ошибки в текстах

1. Благодаря плодородным почвам жители Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран

Земли в Аттике были каменистые и засушливые, потому хлеб произрастал плохо и его привозили из других стран. Земледельцы же Аттики выращивали оливковые деревья и виноград и торговали маслом и вином с другими странами

2. Солон распорядился отпустить на волю всех рабов. Отныне рабов в Афинах больше не стало

Солон повелел отпустить афинян, обращенных в рабство. Отныне рабами в Афинах были только привозные чужеземцы

3. Солон установил, что судьями в Афинах должны быть только знатные и богатые люди

Впервые в истории Солон установил, что судьи должны выбираться из числа всех граждан, независимо от знатности и богатства

4. Спарта была очень красивым городом. Чужеземцы обычно любовались ее крепостными стенами, большим театром и прекрасными статуями

Обычно чужеземцы не приезжали в Спарту. В ней не было крепостных стен, не было дворцов, театров и статуй

5. Спартанские юноши славились тем, что писали грамотно, без единой ошибки, много читали. По своему образованию спартанцы превосходили остальных греков

Спартанцев воспитывали как воинов, потому они были малограмотными людьми. К примеру, афиняне называли спартанцев «неучами»


Задание № 25. Впишите недостающие слова

Торговля между городами Греции и греческими колониями на берегах Черного моря.

Купцы из городов Греции везли в колонии:

1. оливковое масло и вино

2. оружие и ткани

3. керамику и украшения

Купцы покупали в колониях для перепродажи в городах Греции:

1. сельскохозяйственные продукты (скот, зерно).

2. сырье (медь, железо, сера, воск, древесина и др.)

3. рабов



Задание № 26. Заполните контурную карту «Основание греческих колоний»

1. Закрасьте одним цветом территорию Греции в 8 веке до н.э., а другим цветом берега, колонизированные греками в 8-6 веках до н.э.

2. Закрасьте кружочки, обозначающие греческие колонии: Сиракузы, Массилия, Кирена, Ольвия, Херсонес, Пантикапей, Танаис. Надпишите первые буквы их названий

3. Надпишите названия островов: Корсика, Сардиния, Сицилия, Крит, Кипр

4. Закрасьте кружочек, обозначающий самую знаменитую колонию финикийцев (в Северной Африке). Надпишите ее название

Карфаген

5. Надпишите названия морей — Средиземного, Черного


Задание № 27. Вспомните древнегреческий миф

Чему посвящена изображенная на рисунке нашего времени сцена? Где, согласно мифу, она происходит? Как зовут героя, держащего яблоки? Как зовут великана? В чем были его многотрудные обязанности?

Рисунок посвящен одиннадцатому подвигу Геракла, который был послан за золотыми яблоками, росшими в саду Гесперид. По представлениям греков это происходило у края земли на берегу Океана. С яблоками изображен Геракл, а великан — титан Атлант, который держал небосвод над Землей


Задание № 28. Рассмотрите рисунок нашего времени и ответьте на вопросы

1. Какой из кораблей — военный или торговый — двигался по морю быстрее? Чем объяснить бóльшую скорость передвижения одного из кораблей?

Военный двигался быстрее, потому что имел другую конструкцию и обводы корпуса, а также за счет применения гребной силы. Парус использовался только при попутном ветре

2. Чем отличаются древнегреческие корабли от морских судов нашего времени? (Из каких материалов были построены те и другие? Чем различаются по размерам? По скорости передвижения?).

Используемый материал. Греки — дерево, парусина, пенька, волос, бронза, железо. Современность — сталь, карбон, синтетические материалы и пр.
Размеры. Греки — маленькие суда. Современность — гигантские
Скорость. Греки — маленькая. Современность — большая


Задание № 29. Впишите недостающие слова

Олимпийские игры в древности

Олимпийские игры проводились один раз в четыре года. Они устраивались в Олимпии, расположенной в области Элида на Пелопоннесе
Первые Олимпийские игры состоялись в 776 году до н.э.
Перед играми атлеты должны были тренироваться в своем родном городе десять месяцев, а затем еще некоторое время (как долго?) месяц продолжать тренировки поблизости от Олимпии
Олимпийские игры продолжались пять дней. Одним из главных состязаний было пятиборье: оно начиналось с бега (1), затем атлеты состязались в прыжках в длину (2), метании копья (3), метании диска (4). Последним состязанием в пятиборье была борьба (5)
Наряду с пятиборьем любимыми видами состязаний были бег с оружием, гонки колесниц и кулачный бой
В последний день Олимпийских игр победители получали награды, это были венки из ветвей оливы


Задание № 30. Ответьте на вопросы

Однажды незадолго до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им греческий город. Весть об этом разнеслась по всей Элладе, и спартанцам запретили целых двадцать лет участвовать в играх. Чем это можно объяснить? Во скольких олимпийских играх спартанцам не разрешили участвовать?

Во время Олимпийских игр запрещались войны между греческими городами. Спартанцам запретили участвовать в пяти играх


Задание № 31. Найдите ошибки

Рассказывали то ли в шутку, то ли всерьез, что герой Троянской войны царевич Гектор еще в то время, когда между греками и троянцами были мирные отношения, принял участие в Олимпийских играх. Гектор выставил четверку резвых коней, сам управлял колесницей и в гонках на ипподроме обогнал всех соперников. Жена Гектора (как вы помните, ее звали Андромаха) была вне себя от радости, в числе других зрителей она восторженно кричала мужу: «Слава победителю!»
Сколько исторических ошибок вы нашли в этом рассказе?

1. Во времена Троянской войны Олимпийских игр не существовало;

2. Чужеземцы не имели права участвовать в играх;

3. Женщины не имели права присутствовать на играх


Задание № 32. Ответьте на вопросы

При раскопках ассирийского города Ниневия найдена библиотека глиняных книг. Каждая книга представляет собой одну или несколько табличек. Внизу таблички стоит название книги. Любопытно, что оно автоматически получалось из первых слов произведения. Так, знаменитое сказание о Гильгамеше имеет заголовок «О все видавшем», потому что оно начинается с этих слов.

Представьте себе, что любимая греками поэма озаглавлена так, как было принято в библиотеке глиняных книг, а именно «Гнев, богиня, воспой». Что это за поэма? Чему она посвящена? С чего начинается и чем заканчивается?

Этими словами начинается «Илиада» - поэма Гомера о последнем годе Троянской войны. Начинается она с описания ссоры Ахилла и Агамемнона, а заканчивается сценой погребения Гектора


Задание № 33. Выполните задания

1. На рисунке слева изображены греческие воины. Опишите по рисунку их вооружение

Вооружение греческого воина состояло из копья, короткого меча и большого круглого щита. Тело воина защищали панцирь, поножи (щитки на ногах) и закрытый шлем

2. Вспомните главные сражения греков с персами. Впишите недостающие буквы, слова и даты:

1. На Марафонской равнине в 490 году до н.э. Греками командовал стратег Мильтиад. Битва завершилась (кто победил?) победой греков

2. В Фермопильском ущелье в 480 году до н.э. Греками командовал спартанский царь Леонид. После битвы полчища Ксеркса вторглись (в какую часть Греции?) в Беотию и Аттику

3. В Саламинском проливе в 480 году до н.э. Афинским флотом командовал Фемистокл. После поражения в морской битве персидский царь Ксеркс был вынужден отступить изГреции

4. Битва близ города Платеи в 479 году до н.э. завершилась разгромом персидских войск под командованием Мардония, оставленных Ксерксом после его ухода из Греции


Задание № 34. Ответьте на вопросы

Древнегреческий историк Геродот сообщает, что во время вторжения царя Ксеркса в Грецию персидские командиры гнали свои войска в бой кнутами. Какие особенности персидской армии отражает этот факт? Чем его можно объяснить?

Большая часть персидской армии была набрана ими из покоренных персами народов и им чужды были интересы персидского царя и знати, а потому эти воины отличались низким боевым духом и дисциплиной. К тому же в Фермопильском сражении персидские войска были деморализованы серьезными потерями в безуспешных атаках и стойкостью спартанского войска

Почему граждане полисов Греции добровольно шли на смертный бой?

Греческая армия состояла из свободных граждан. Они сражались «за своих богов, за свой очаг, за свою отчизну», подчинялись законам своего государства и считали позорным бросить товарища в бою