Крестьянская реформа 1861 г. - Данилов, Косулина 8 класс 2 часть (ГДЗ, ответы)

Задание № 1. Намерения Александра II отменить крепостное право поддержала незначительная часть помещиков, хозяйства которых были втянуты в рыночные отношения. В 1855—1857 гг. они выступили с проектами отмены крепостного права, в которых предусматривались различные условия освобождения крестьян. Прочитайте краткое изложение трех таких проектов и определите, какие из них отражали интересы:

а) помещиков черноземной полосы, где преобладало барщинное хозяйство, рассчитанное на рынок, и где земля особенно высоко ценилась по плодородию

б) помещиков нечерноземных губерний, где преобладал оброк и были развиты неземледельческие крестьянские промыслы: собирательство. рыболовство, скотоводство

в) помещиков степной полосы, слабо заселенной, с преобладанием крупного помещичьего хозяйства: земледелие, мануфактурное производство

1. А. М. Унковский предлагал освободить крестьян с землей без какого бы то ни было «переходного состояния», т. е. сразу, но с вознаграждением помещиков как за землю, предоставляемую крестьянам, так и «за самих освобождаемых крестьян»

2. Ю. Ф. Самарин предусмотрел постепенный 10—12-летний перевод крестьян из крепостного в свободное состояние. В течение этого времени крестьяне должны были отрабатывать обязательную барщину в качестве платы за предоставленную им землю

3. М. П. Позен предлагал львиную долю земли оставить за помещиками, а крестьян наделить минимальным ее количеством и только для того, чтобы крестьяне не ринулись в город, а остались в деревне, так как помещикам требовались рабочие руки


Задание № 2. Дайте письменные ответы на вопросы

1. Почему было принято решение об освобождении крестьян с землей?

2. Почему было принято решение освободить крестьян за выкуп?

1. Важно было оставить крестьян в деревне, привязав их к земле

2. Для компенсации землевладельцам экономических убытков от потери крестьянских повинностей


Задание № 3. Решите задачу

До отмены крепостного права крестьянин платил помещику оброк, равный 12 рублям. Какова будет выкупная сумма? Сколько крестьянин должен заплатить помещику, чтобы считаться свободным?

12 × 100 : 6=200 (рублей)


Задание № 4. Выберите правильный ответ

1. Какие крестьяне считались временнообязанными:

а) крестьяне, не заключившие выкупные сделки со своими помещиками после объявления реформы

б) крестьяне, записавшиеся в народное ополчение

в) государственные крестьяне?

2. Временнообязанные крестьяне должны были:

а) платить оброк или отбывать барщину в пользу своего бывшего владельца

б) бесплатно трудиться на государство 2 раза в неделю

в) принимать участие в общественных работах в своем уезде

3. Что такое отрезки:

а) земля, которой наделялись крестьяне по реформе 1861 г.

б) земля, которую отрезали у помещиков в пользу крестьян

в) часть крестьянского надела, оказавшаяся «лишней» по сравнению с установленной в 1861 г. нормой

4. Кто такой мировой посредник:

а) представитель помещиков, участвующий в разработке крестьянской реформы

б) представитель крестьянской общины, участвующий в разрешении споров между помещиком и крестьянами

в) представитель дворянства, призванный следить за осуществлением крестьянской реформы на местах


Задание № 5. На основе представленных ниже данных сформулируйте и запишите выводы о характере крестьянской реформы

1. Средний надел крестьянина до реформы составлял 4,4 десятины, после реформы — 3,6 десятины

2. В Московской губернии крестьянская семья в среднем должна была заплатить за землю 500 рублей. При этом изба стоила 30—40 рублей, лошадь 15—20 рублей

3. Стоимость крестьянской земли была оценена в 500 млн. рублей, заплатили же крестьяне 1,5 млрд рублей

Реформа была грабительской по отношению к крестьянству и была проведена с условием причинения наименьшего вреда для землевладельцев за счет крестьян. Фактически, сменилось только название «крепостные» на «временнообязанные». Получив «свободу», крестьяне остались привязанными к небольшому наделу земли, за пользование которым сохранялись прежние повинности, и при этом оказались еще и должниками


Задание № 6. Многие крестьяне не хотели верить тому, что было написано в царском манифесте. Среди крестьян появлялись люди, которые убеждали их в том, что царский манифест подменен чиновниками, и предлагали свои толкования этого документа. Прочитайте «Манифест о воле», составленный крестьянами Лебединского уезда Харьковской губернии в апреле 1861 г. Напротив статей крестьянского манифеста запишите, какие меры были предусмотрены по этим проблемам в правительственном варианте

Крестьянский манифестЦарский манифест
Статья 2. Работать на барщине мужикам два, а женщинам один день с тягла… Барщина для мужчин составляла 40 дней, для женщин — 30
Статья 3. Во время жатвы на работу к помещикам не ходить, пусть собирает хлеб со своим семейством, что соберет, то и его, а если будет оставаться несобранный хлеб, то собрать миром и миром разделиться До выкупа земельных наделов крестьяне должны платить оброк или отбывать барщину
Статья 4. Податей и повинностей пять лет никаких не платить, государь прощает Крестьяне находились во временнообязанном состоянии вплоть до заключения выкупной сделки
Статья 5. Помещик должен пахать на своем участке сам сохою, и если не умеет направить сохи, то крестьянин, который тут случится, и пан его будет просить, должен направить, но не смеяться… Крестьяне по-прежнему обрабатывают земли помещиков, а объем повинностей крестьян определяется Уставной грамотой
Статья 7. Дворовым каждому семейству пан должен построить хату с постройками, дать лошадь, корову, соху, борону, и все хозяйственные принадлежности, и по 100 руб. сер. на каждого, а буде сего не исполнит, то все его имущество и постройки продать и раздать на мир Дворовые крестьяне освобождались без земли и усадьбы и в течении последующих двух лет должны были оставаться в полной зависимости от помещика
Статья 8. Помещику остается земли пахотный участок на его семью такой же, как и мужику, а больше ничего Крестьянам выделялись наделы, не выше установленной законом нормы, а излишки «отрезались» в пользу помещиков, сохранивших за собой бόльшую часть земли


ГДЗ по другим предметам