Внутренняя политика Александра I в 1801—1806 гг. - Данилов, Косулина 8 класс 1 часть (ГДЗ, ответы)
Задание № 1. Выберите правильный ответ
При вступлении на престол Александр I обещал следовать политическому курсу:
а) Петра I
б) Петра III
в) Екатерины II
г) Павла I
Задание № 2. Укажите неверный ответ
В состав Негласного комитета входили:
а) П. А. Строганов
б) Н. Н. Новосильцев
в) А. А. Аракчеев
г) А. А. Чарторыйский
д) В. П. Кочубей
Задание № 3. Перечислите важнейшие реформаторские предложения Негласного комитета
Первая политическая амнистия и отмена политического сыска, реформа высших органов государственной власти (создание министерств, введение принципа единоначалия, превращение Сената в высший судебный орган), реформа народного просвещения, крестьянский вопрос (разрешение мещанам и крестьянам покупать земли, «закон о вольных хлебопашцах», реформы в Прибалтике)
Задание № 4. Кем и о ком написаны эти строки? Справедливы ли они? Почему? Могли ли эти строки быть написаны в 1801—1806 гг.? Чем это можно объяснить?
Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда
Пушкин в 1830 году об Александре I. Слова справедливы, так как Александр все свое правление лавировал между либералами и консерваторами, был изворотлив и двуличен, возведен на престол после убийства отца, о котором знал. Но эти строки не могли быть написаны в указанные годы, так как Пушкину тогда не было и 7 лет, и,, к тому же, именно начало царствования обещало серьезные либеральные реформы
Задание № 5. Назовите положительные и отрицательные черты характера императора Александра I
Положительные черты Отрицательные черты Прекрасное воспитание, блестящее образование, благожелательный, добрый, умный, рассудительный, умел расположить собеседника Неискренность, скрытность, страсть к актерству и позерство, изворотливость, доходившая до двуличия, равнодушие к судьбам сподвижников, крайняя осторожность, доходившая до нерешительности, эгоизм
Задание № 6. Заполните таблицу «Реформа народного просвещения 1803 года»
Причины Острая потребность государства в квалифицированных чиновниках, в кадрах для развивающейся промышленности и торговли, военными потребностями страны Содержание Введена единая система учреждений образования, предоставление широкой автономии университетам и запрещение властям вмешиваться в их дела, бессословность образования, бесплатность образования на низших ступенях, установлена преемственность учебных программ Последствия Основаны 5 университетов, образование (на низших ступенях) стало доступно свободным низшим слоям населения, но грамотность страны даже к середине 19 века осталась на крайне низком уровне
Задание № 7. Что вы знаете об этих деятелях?
Ф. Лагарп — якобинец, швейцарский генерал и политический деятель, воспитатель Александра I, прививший ему идеалы гуманизма Руссо. Влияние его было огромно. «Если бы не было Лагарпа, не было бы и Александра»
П. А. Строганов — друг детства Александра I, российский военный и государственный деятель, родился в Париже и получил прекрасное образование, его воспитателем был Ромм, активный деятель французской революции и член Конвента
Н. Н. Новосильцев — российский государственный деятель и дипломат, входил в ближайшее окружение Александра I, автор проекта первой российской конституции
А. А. Чарторыйский — после восстания Костюшко входил в ближайшее окружение Александра I, российский и польский государственный деятель. Ушел в отставку в 1806 году из-за дела Виленского университета, которому покровительствовал. В 1830 году примкнул к польскому восстанию и был вынужден эмигрировать
В. П. Кочубей — дипломат, государственный деятель, входил в ближайшее окружение Александра I, министр внутренних дел Российской империи
Задание № 8. Как изменились функции высших органов государственного управления в 1802 году? Какие из органов были созданы впервые?
Сенат был восстановлен в «екатерининских» правах, утраченных при Павле, стал высшим судебным органом и осуществлял надзор за законностью управления и контроль местной власти;
Комитет министров был создан в 1802 году и представлял собой высшее административное учреждение в ведении которого находились общие вопросы управления и важные межведомственные вопросы государственного управления.
Министерства учреждены в 1802 году (8 министерств) и были призваны заменить коллегии. В отличие от коллегий министерствам были четко определены полномочия и вводилась персональная ответственность руководителей и исполнителей