Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. - Данилов, Косулина 8 класс 1 часть (ГДЗ, ответы)
Задание № 1. Какие факторы влияли на продолжение реформ, а какие препятствовали им после окончания Отечественной войны?
Стимулировали реформы Сдерживали реформы Социально-патриотический подъем и общее ожидание перемен
Влияние европейского свободомыслия и революционных идей
Прогрессивный настрой широких слоев русского общества
Включение в состав страны территорий, ранее живших по европейским законамКонсервативные слои дворянства и чиновничества
Нерешительность и непоследовательность Александра I
Развитие революционного движения в Европе и волнения внутри страны
Международная позиция России (охранительные принципы Священного союза)
Задание № 2. Составьте рассказ о разработке и принятии польской конституции, а также ее основных положениях со слов польского шляхтича и российского дворянина-консерватора. Напишите план такого рассказа
«Царь Александр решил даровать конституцию полякам, привыкшим жить свободно. Это правильный шаг, чтобы сгладить противоречия, ведь поляки с воодушевлением и радостью поддержали Наполеона, восстановившего Польшу. Необычайный восторг вызвала присяга русского царя. Поляки получили гражданские и политические права. Польский язык стал государственным, все государственные посты отныне могли занимать только поляки. Право законодательное дано сейму, в нижнюю палату которого избирались шляхтичи и представители городов. Вся исполнительная власть принадлежит госсовету, а русский царь не может самолично принимать ни одного решения. В поляках укрепилась надежда, что эта конституция только первый шаг к еще большей свободе родной страны!» Польский шляхтич
«Все это заигрывание с поляками не приведет к добру. Как можно части страны даровать такие свободы, ведь это дает пример и всей остальной империи. Дать гражданские права всему населению — это же поставить холопов наравне с благородными! Кто же будет работать на нас и обрабатывать господскую землю и как, позвольте, приказывать мужику, если дать ему права, равные нашим, сделать личность неприкосновенной и запретить наказания?» Русский дворянин-консерватор
План рассказа. 1) причины принятия, 2) основные положения, 3) характер конституции и отношение к ней в обществе, 4) ожидания от конституции
Задание № 3. Заполните таблицу «Прогрессивные и реакционные мероприятия внутренней политики Александра I в 1815-1825 гг.»
Прогрессивные Реакционные 1815 — польская конституция
1816 — освобождение крестьян Эстляндии
1817 — в Лифляндии
1819 — в Курляндии
1815 — запрещение крестьянам обращаться в суд («отыскивать вольность»)
1816 — военные поселения
1817 — усиление религиозного влияния в образовании
1821 — введение тайной полиции
1821 — усиление контроля и цензуры за деятельностью университетов
1822 — восстановлено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь
1822 — указ о запрете тайных обществ
1823 — указ, подтверждающий право дворян владеть крепостными крестьянами
Задание № 4. Объясните значение понятий
Конституция — основной закон государства, определяющий его государственное устройство, систему органов власти и управления, их компетенцию и порядок формирования, избирательную систему, гражданские права и свободы, а также судебную систему
Гражданские свободы (права) — права, приобретаемые человеком при рождении независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, национальности, вероисповедания. Например, право на жизнь, свободу и неприкосновенность, свободу передвижения, вероисповедания, право на судебную защиту и др.
«Уставная грамота Российской империи» — проект конституции, подготовленный по указанию императора Александра I его представителем при Административном совете Царства Польского Н. Н. Новосильцевым в 1819
Мистицизм — в широком смысле — признание сверхъестественной сущности явлений природы и общества, объяснение различных событий в жизни людей предначертаниями судьбы
Орден иезуитов — мужской католический монашеский орден, образованный И. Лойолой в 1534 году. Активно занимался наукой, образованием и миссионерством
Задание № 5. Укажите правильный ответ
Согласно конституции 1815 г., главой Польского государства являлся:
а) польский король
б) русский царь
в) российский генерал-губернатор
г) наместник русского царя
Задание № 6. Заполните таблицу «Проект «Уставной грамоты Российской империи»
Прогрессивные черты Консервативные черты Принцип разделения власти
Создание двухпалатного Государственного сейма и двухпалатных сеймов на местах
Утверждение сеймом бюджета и законов
Выборность представительской и судебной властей
Предоставление избирательного права
Предоставление гражданских свобод
Свобода печати
Независимость судебной власти и равенство подданных перед законом
Суверенитет императорской власти
Исключительное право законодательной инициативы и право вето у императора
Вся полнота исполнительной власти в руках императора
Имущественный избирательный ценз, что предопределяло состав сейма
Предоставление избирательных прав и гражданских свобод только представителям свободных сословий
Не затрагивался вопрос крепостного права
Задание № 7. Составьте таблицу на основе материала § 1, 3 и 6 «Основные итоги внутренней политики Александра I»
Прогрессивные перемены Консервативные меры Реформирование административного аппарата государственной власти
Реформа народного образования
Польская конституция
Освобождение крестьян в Прибалтике
Усиление крепостного права
Усиление реакционной политики
Создание тайной полиции и цензуры
Усиление влияния церкви на образование
Военные поселения
Упадок боеспособности армии и флота
Задание № 8. Дайте характеристику императора Александра I, предварительно составив план доклада
План доклада:
1) Обстоятельства прихода к власти
2) Характеристика
3) Характеристика царствования
4) Заключение
Александр стал царем после убийства собственного отца, о котором он знал и счел возможным не предотвратить. В дальнейшем это наложило отпечаток на все его правление и некоторые черты характера
По словам современников, Александр был человеком светлого ума и добрый сердцем. Он был прекрасно образован и воспитан. Его образ мыслей во многом сформирован благодаря влиянию Лагарпа. Но то, что было заложено в него природой, было извращено действительностью. Он был нерешителен и слаб характером, его слабость в принятии решений, подчас, доводила его до упрямства. Он был злопамятен, но не «казнил» человека, а преследовал его медленно и методично. Зная о судьбе отца, Александр был скрытен, неискренен, изворотлив, доходя до двуличия. Он был эгоистичен и равнодушен к судьбам своих сподвижников. В нем была страсть к актерству и позерству
Мне кажется ошибочным делить царствование Александра на либеральный и консервативный периоды. Придя к власти и будучи человеком умным, он понимал непригодность методов отца и умел выжидать, прислушиваться к настроениям и быть изворотливым в способах достижения цели. Пока его власть была слаба, Александр заигрывал с различными группировками дворян, лавировал. Но, по мере укрепления власти, политика Александра приобретала все более определенные черты и была направлена на укрепление самодержавия
Царствование Александра очень точно охарактеризовал Ключевский: «…Если бы сторонний наблюдатель, который имел случай ознакомиться с русским государственным порядком и с русской общественной жизнью в конце царствования Екатерины, потом воротился бы в Россию в конце царствования Александра и внимательно вгляделся бы в русскую жизнь, он не заметил бы, что была эпоха правительственных и социальных преобразований; он не заметил бы царствования Александра»