Экономика «Развитого социализма» - Данилов, Косулина 9 класс 2 часть (ГДЗ, ответы)

Задание 1

1. В чем вы видите причины низкой рентабельности совхозного и колхозного производства при огромных капиталовложениях?

Огромные средства направлялись на развитие сельского хозяйства, но использовались неэффективно: на строительство гигантских комплексов, дорогостоящую технику, непродуманную мелиорацию и химизацию почвы

2. Какие рычаги, на ваш взгляд, способны были в значительной мере повысить рентабельность сельского хозяйства?

Изменение условий планирования, улучшение экономического стимулирования, сохранение планируемых показателей

3. Чем вы можете объяснить неуклонное возрастание дефицита продовольствия в СССР в 70-х — начале 80-х гг.?

Введение показателей оценки качества по цене привело к сокращению объемов выпуска продукции

4. За счет чего власти пытались решить продовольственную проблему, которая была признана ими наиболее острой?

Сперва проблему пытались решить за счет сырьевых ресурсов и моральных стимулов, а затем ослаблением централизованного планирования и распределения


Задание 2. Используя материалы учебника, раскройте основные направления аграрной реформы 1965 г.

Изменение централизованного планирования и распределения, сокращение нормативов, введение показателей качества


Задание 3. На основании материалов учебника напишите об основных направлениях реформы промышленности 1965 г. Письменно ответьте на вопросы

Сочетание единого государственного планирования с местной инициативой. Министерства — партнеры, а не «диктаторы». Развитие самоуправления, самоокупаемости, самофинансирования

Вопросы:

1. Какие из предпринятых мер вы считаете наиболее значимыми для роста промышленного производства?

Развитие самофинансирования, так как это заставило предприятия использовать новые источники дохода

2. Существовали ли внутренние противоречия замысла реформы?

Да, существовали. Относительная самостоятельность при уловии местного контроля властей

3. Почему многие экономисты и историки считают реформу 1965 г. наиболее радикальной из всех проведенных при советской власти?

Реформа 1965 г. была относительно демократичной, направленной не на общее, а на индивидуальное развитие

4. В чем вы видите внутри- и внешнеполитические предпосылки свертывания реформы 1965 г.?

Снижение веса трудоспособного населения, истощение сырьевой базы и удорожание добычи полезных ископаемых, износ оборудования, рост военных расходов, низкое качество продукции и отсутствие выбора у потребителя

5. Кто в высшем политическом руководстве СССР выступал за экономическую реформу 1965 г. и кто против нее?

За выступали: В.С. Немчинов, С.Г.Струмилин, эксперты Госплана СССР, руководители предприятий и др.

Против выступал: Н. В. Подгорный, причиной его негативного мнения является сопротивление реформе консервативной части Политбюро ЦК


Задание 4. По материалам учебника заполните таблицу и запишите ответы на вопросы

Последствия свертывания реформы 1965 г.

Темпы прироста национального доходаТемпы роста производительности труда
1966 — 1970 1981 — 1985 1966 — 1970 1981 — 1985

7,8

5,7

4,3

3,6

4,3

5,6

5,7

7,8

3,6

7,4

4,8

3,6

7,4

4,4

3,6

3,9

6,8

4,8

3,3

3,1

6,8

4,5

3,3

3,1

3,1

4,8

3,3

3,1

5,9

4,4

3,4

2,1

1. Какими объективными причинами руководство страны объясняло падение темпов экономического роста?

Уменьшение количества выпускаемой продукции, снижение товарного оборота

2. Какие  причины такого  положения дел можете назвать вы?

Монопольное положение заводов -> низкое качество. Дефецит товаров, ставки на сырьевые ресурсы


Задание 5. Посмотрите схемы и письменно ответьте на вопросы

1. Чем вы можете объяснить серьезную техническую отсталость СССР?

Экономическая изоляция, ориентиры на оборонную и космическую промышленность, отсутствие свободного обмена технологиями

2. Чем можно объяснить тот факт, что, несмотря на рост строительных мощностей, СССР в 1984 г. построил столько же квартир, сколько в 1960 г.?

На строительство новых квартир элементарно не оставалось денег, упала цена на нефть, продолжалась война в Афганистане

3. Прокомментируйте изменение структуры экспорта из СССР. Чем это можно объяснить?

На строительство новых квартир элементарно не оставалось денег, упала цена на нефть, продолжалась война в АфганистанефБолее половины экспорта приходилось на энергоресурсы; доля машин и оборудования сократились. Причиной этому послужило отставание СССР от развитых стран

4. Что обусловило сокращение прироста реальных доходов населения СССР?

Сокращение прироста доходов обусловлено снижением цен на нефть, ростом населения и падением темпов сельскохозяйственного производства

5. Чем можно объяснить приведенные данные о доле фонда заработной платы в национальном доходе СССР и других стран? Как они согласуются с заявлениями Хрущева о построении к 1980 г. коммунизма в СССР и шестикратном превышении промышленного производства по сравнению с США?

Доля фонда оставалась низкой, что ротиворечило заявлениям Хрущева. Такой показатель можно объяснить спадом в экономике СССР


Задание 6. Заполните пропущенные строки

1. Из «брежневских» пятилеток наиболее удачной была 8-я, так как именно в это время объем сельского хозяйства вырос на 21%, промышленность составила 55.5%, доходы населения выросли в 1.5 раза

2. Крупнейшими новостройками 8-й пятилетки были Брянская, Красноярская, Саратовская ГЭС

3. Крупнейшими новостройками 9-й пятилетки были пятиэтажная Хрущевская застройка, Волжский автозавод

4. Крупнейшими новостройками 10-й пятилетки были автомобильный завод в Набережных Челнах, строительство БАМ

5. Главными причинами замедления темпов экономического роста СССР в 70-е гг. были исчерпанные ресурсы экономического существования


Задание 7. Оцените возможные отрицательные последствия импорта зерна для всего сельского хозяйства СССР

Неплодородное использование собственных площадей. Затраты на импорт. Снижение доходов государства и его экономического потенциала


ГДЗ по другим предметам