Российская экономика на пути к рынку - Данилов, Косулина 9 класс 2 часть (ГДЗ, ответы)
Задание 1. По материалам учебника ответьте письменно на вопрос
Каковы были основные направления экономического реформирования, основанные на Программе перехода к рынку (28 октября 1991 г.)?
Радикальное изменение экономической системы страны: либерализация цен и торговли. Государство должно было отказаться от регулирования цен, чтобы наполнить рынок товарами, преодолеть нехватку самого необходимого, предполагалось начать перестройку промышленности, приватизировать большинство объектов, начать земельную реформу
Задание 2. Что в России начала 90-х гг. называли «шоковой терапией»?
а) Программу приватизации
б) весь комплекс экономических мероприятий правительства Ельцина — Гайдара
в) отпуск цен на продукты питания и другие товары повседневного спроса
г) кредиты западных банков
д) земельную реформу
Задание 3. Отметьте неправильный ответ
Причинами финансового кризиса 1998 г. были:
а) постоянно растущий внутренний долг страны
б) огромные внешние заимствования
в) отсутствие позитивных сдвигов в развитии реального сектора экономики
г) наследие советской экономической системы
д) непродуманность действий правительства
е) общее ухудшение ситуации на мировых финансовых рынках
Задание 4. Заполните таблицу
Итоги экономического развития страны в 90-е гг.
Позитивные изменения Негативные явления Увеличение удельного веса услуг в экономике страны с 37 % в 1980 г. до 51% в 1996 г. Увеличение удельного веса услуг в экономике страны с 37 % в 1980 г. до 51% в 1996 г. Возрос показатель обеспеченности населения телефонами, автомобилями, компьютерной и бытовой техникой: на 100 российских семей в 1992 г. приходился 21 автомобиль, а в 1998 г. – 29 Снизилось производство продукции животноводства Возрос импорт мяса и мясопродуктов: в 1995 г. он составил 1,2 млн т. Снижение реальных доходов населения
Задание 5. Проанализируйте схемы и ответьте на вопросы
План приватизации на 1992 г.
Разгосударствление государственных предприятиив промышленности
Разгосударствление предприятий торговлии сферы услуг
Вопросы:
1. Что такое приватизация?
Передача государственной собственности за плату или безвозмездно в собственность отдельных лиц или коллективов
2. Проводилась ли политика приватизации при М. С. Горбачеве?
Нет, так как политику приватизации начали проводить при Б. Н. Ельцине в 1992 г.
3. Почему темпы приватизации торговли и сферы услуг были более высокими, чем в промышленности?
Приватизация торговли и сферы услуг осуществлялась за меньшую стоимость, достигался быстрый оборот денег, не было необходимости в квалифицированных сотрудниках
4. Что вы можете сказать о приватизации в сфере сельского хозяйства? Подлежала ли земля купле-продаже? Почему этот вопрос был самым болезненным и вызывал наибольшие дискуссии?
Приватизация в сфере сельского хозяйства проходила в гораздо меньшей степени, так как работа с землей требовала больше усилий, времени и терпения, а государством взымался большой налог
Задание 6
1. Чем можно объяснить необходимость введения свободных цен?
Необходимость введения свободных цен была вызвана желанием увеличить импорт ввозимых в страну товаров первой необходимости
2. Можно ли было иным способом обеспечить переход к рынку?
В этот момент сложно было предложить иные иные способы обеспечения перехода к рынку, тем более что в условиях кризиса не было времени на раздумья и результат было сложно просчитать и предвидеть
3. Почему этот переход обычно называют «шоковой терапией»?
Правительство полагало, что после введения свободного ценообразования цены вырастут в 3 раза. Но действительность оказалась иной: товарный дефицит, нехватка жизненно необходимых товаров были настолько острыми, что цены на многие из них сразу возросли в 10–12 раз
4. Составьте план и напишите статью на тему «Либерализация цен в России в 1992 г.»
1. Кризис 1991 г. создал предпосылки для решительных действий в экономике
2. Пятый съезд народных депутатов России — программа перехода страны к рынку
3. Либерализация цен и торговли: государство должно было отказаться от регулирования цен, чтобы наполнить рынок товарами, преодолеть нехватку самого необходимого