История Древней Греции - Пономарев, Колпаков 5 класс (ГДЗ, ответы)

Задание 4.1. Отметьте изображение архитектурного памятника, расположенного на Крите



Задание 4.2. Заполните пропуски в тексте

Древнейшее государство в Европе

Остров Крит лежит почти в самом центре Средиземного моря. Здесь во 3-2 веке до н.э. образовалось древнейшее европейское государство. Крупнейшим городом и столицей этого государства был Кносс. Согласно легенде, своего наивысшего могущества государство достигло во времена правления царя Миноса. Его дворец имел множество запутанных переходов и комнат и назывался лабиринт.


Задание 4.3. Соотнесите имена героев мифов и характеризующие их или связанные с ними выражения

1. Тесей а) Чудовище - страж Лабиринта
2. Аридна б) Полет на рукотворных крыльях
3. Икар

в) Путеводная нить

4. Минотавр г) Афинский герой
1 2 3 4
г в б а

Задание 4.4. Обозначьте цифрами факты, относящиеся к:

1 - к Критскому государству

2 - к Микенской Греции

3 - к обоим государствам

2 1. Самый сильный для того времени флот
3 2. Использование слогового письма
2 3. Сооружение "Львиных ворот"
1 4. Гибель государства в результате извержения вулкана и землетрясения
2 5. Упадок империи в результате вторжения дорийцев
2 6. Поход на Трою
3 7. Использование бронзы и меди
1 8. Игры с быками во время религиозных празднеств

Задание 4.5. Отметье верное высказывание

1. Критяне и микенцы создали свою письменность на основе микенской

2. Критяне обносили свои города высокими стенами

3. Крупнейшим городом Крита были Микены

4. Самый многочисленный и сильный флот в Средиземном море в XV веке до н.э. принадлежали криятнам

5. Города Микенской Греции погибли в результате вторжения дорийцев

6. Критское царство погибло в результате египетского завоевания


Задание 4.6. Расставьте в хронологическом порядке события жизни Одиссея

1. Встреа с сиренами

2. Расправа с женихами

3. Встреча с циклопом

4. Прибытие на остров царя Алкиноя

5. Отплытие от стен Трои

6. Возращение на Итаку

7. Плавание между Сциллой и Харибдой

5 3 1 7 4 6 2

Задание 4.7. Укажите верный вариант продолжения фразы

1. Автором поэм "Илиады" и "Одиссея" считается

в) Гомер

2. Троянская война началась из-за

б) похищения Парисом Елены

3. Лучшим воином среди греков был

б) Ахиллес

4. Грекам удалось взять Трою

в) хитростью

5. Имя жены Одиссея Пенелопы служит символом

в) верности

6. Имя Одиссея символизирует

в) хиторость

7. Одиссея был царем острова

в) Итака


Задание 4.8. Подчеркните ошибки в тексте. Правильный вариант напишите после текста

Не возвращали родителям, а сбрасывали в ущелье

Не длинно и красиво, а лаконично говорить


Задание 4.9. На с.27 обозначьте цифрами изображения древнегреческих богов

1 - Зевс

2 - Посейдон

3 - Артемида

4 - Аполлон

5 - Афина

6 - Афродита

7 - Гермес

8 - Арес

8, 2, 5, 7, 1, 6, 4, 3

Задание 4.10. Соотнесите термины и определения

1. Агора а) навес, поддерживаемый колоннами
2. Акрополь б) город-государство
3. Портик в) рыночная площадь и место для народных собраний
4. Общественные здания г) крепость, где находится главный храм города
5. Полис д) места, где собирались должностные лица
1 2 3 4 5
В Г А Д Б

Задание 4.11. Обозначьте цифрами на схеме греческого полиса:

1 - акрополь

2 - агору

3 - городские стены

4 - жилые квартиры

5 - окрестные поля и поселения жителей полиса


Задание 4.12. Соотнесите термины и определения

1. Илоты а) знатные люди в Спарте
2. Периэки б) построение спартанских воинов в бою
3. Аристократы в) жители Лаконики, сумевшие отстоять свою свободу в борьбе со спартанцами или добровольно признавшие их власть
4. Гоплиты г) покоренное спартанцами население Лаконики и Мессении, обращенное в рабов
5. Фаланга д) тяжеловооруженные воины
1 2 3 4 5
Г В А Д Б

Задание 4.13. Заполнит пропуски в тексте

Спарта

Гражданами Спарты считались не все ее жители, а лишь потомки завоевателей-дорийцев. Периэки, считавшиеся свободными. в их число не входили. Высшим органом спартанского государства было народное собрание. На нем выбирали старейшин - геронтов. Ими становились самые достойные из спартанцев, люди не моложе 60 лет. Они вершили правосудие, следили за исполнением законов. Свои посты они занимали пожизненно. В Спарте было два царя. Но власть их была ограничена. Они выполняли роли военачальников, по очереди командуя войском. За тем, чтобы правители не превышали данной им власти, наблюдало пять эфоров. Их избирало Народное собрание сроком на один год


Задание 4.14. Соотнесите категории граждан Афин и их положение в обществе согласно реформе Солона

1 2 3 4
Г А Б В

Задание 4.15. Отметье цифрами чкрты государственного устройства, характерные для:

1 - Спарты

2 - Афин

2 Судьи и другие должностные лица избирались на один год, после чего должны были отчитаться перед Народным собранием
1 Свои посты должностные лица занимали пожизненно
1 Обязанности и права граждан зависели от доходов, которые они получали
2 Привилегии аристократов были отменены
2 За участие в Народном собрании и исполнение должностных обязанностей граждане получали плату
1 Полноправным гражданам было запрещено заниматься любым делом, кроме военного
1 Жители получали полноправное гражданство лишь по достижении тридцатилетнего возраста
1 Деньгами служили тяжелые железные прутья
2 Любой гражданин мог свободно участвовать в управлении государством и избираться на государственные должности
1 Вся власть в государстве находилась в руках аристократов

Задание 4.16. С помощью стрелок укажите, какие товары вывозили из Греции, а какие - ввозили в нее


Задание 4.17. Расставьте события в хронологическом порядке

3. Вступление персидских войск в Афины 4. Сражение при Марафоне 6. Битва при Фермопилах 2. Перепарава войск Кскркса черех Галлеспонт 1. Побед греков при Саламине 5. Битва при Платеях


Задание 4.18. Великая Греческая колонизация VIII-VI вв. до н.э.

1. Нарисуйте синим цветом стрелки основных направлений колонизации

2. Подпишите названия важнейших греческих колоний

3. Отметьте красными точками греческие города, жители которых основывали колонии. Напишите на карте названия этих городов


Задание 4.19. Разгадайте кроссворд

Ответы:

1. Триера

2. Обол

3. Мильтиад

4. Демократия

5. Перикл

6. Пирей

7. Эсхил

8. Гимназия

9. Леонид

10. Платеи


Задание 4.20. Заполние пропуски в тексте

 Воспитание в Греции

Мальчика из богатой семьи по достижении семилетнего возраста поручали заботам особого раба - педонома. Тот должен был присматривать за воспитанником, сопровождать в школу и нести его учебные принадлежности. Посещать школу могли только мальчики. Там учили читать, писать и считать. Писали школьники на деревянных дощечках, покрытых воском. Для письма использовали заостренную палочку - стило. В школах учили также петь, играть на лире и флейте. Обучение в Греции было доступно практически всем слоям общества, так что большинство свободных людей были образованными. В греческих юношах стремились воспитать ловкость, силу, выносливость. Поэтому, когда им исполнялось 12 лет, юноши, помимо обычной школы, начинали посещать школу гимнастики - палестру. Там их учили бегать, прыгать, метать диск и копье, бороться.

Греческие девочки школ не посещали, так как считалось, что для них главное - не получить образование, а стать покорными женами и хорошими матерями. Единственным государством во всей Греции, заботившимся об образовании девочек, была Спарта. В остальных полисах они получали лишь домашнее образование


Задание 4.21. Греко-персидские войны

1. Покажите красными стрелками направления вторжения войск Дария в Грецию

2. Обозначьте синими стрелками направления вторжения войск Ксеркса

3. Отметьте крестиками места важнейших сражений греко-персидских войн. Рядом напишите их даты и названия местностей, где произошли сражения

Места важнейших сражений: Платеи, Марафон, Афины, Милет


Задание 4.22. Соотнесите описания сражений периода греко-персидских войн и названия местностей, где они произошли

1. Решающее сражение между войском Мардония и греками состоялось вблизи небольшого городка. Решающую роль в битво сыграли отряды спартанцев. В сражении погиб сам предводитель персов и множество его воинов. Персидское войско потерпело поражение и остатки его бежали из Греции а) Марафон
2. Персы расположили лагерем на широкой прибрежной равнине. Мильтиад, имея малочисленное войско, перед битвой выстроил своих воинов в четыре шеренги вместо обычных восьми. Чтобы при атаке избежать больших потерь от персидских стрел, он приказал грекам пробежать последнюю сотню метров до противника. Не выдержав напора греков, персы отступили. В спешке они погрузились на корабли и отплыли от берегов Аттики б) Саламин
3. Немногочисленное греческое войско расположилось в узком ущелье, закрывавшем проход в Среднюю Грецию. Несмотря на огромное численное преимущество, персы несколько дней пытались прорвать оборону греков, но смогли сделать это только ценой предательства одного из местных жителей в) Платеи
4. Сражение между греческим и персидским флотом состоялось в узком проливе. из-за тесноты персидский флот не смог воспользоваться своим численным преимуществом. Более подвижные греческие тиеры легко обходили подводные камни и мели и топили большие, но неуклюжие персидские суда. В итоге персидский флот был разгромлен г) Фермопилы
1 2 3 4
В А Г Б

Задание 4.23. Укажите верный вариант продолжения фразы

1. Олимпийские игры проводились в честь

б) Зевса

2. Первые Олимпийские игры состоялись

а) в 776 году до н.э.

3. Во время Олимпийских игр прекращались

а) войны

4. На ипподроме проходили

а) состязания колесниц

5. Победитель игр награждался

в) оливковым венком


Задание 4.24. Укажите верный вариант продолжения фразы

1. Афинское государство достигло наивысшего расцвета при

в) Перикле

2. Главный торговый порт Афин назывался

б) Пирей

3. Главным храмом Афин был

б) Парфенон

4. Народное собрание в Афинах проводилось

в) на агоре

5. Среди афинских ремесленников больше всего славились

а) гончары

6. Возведением Парфенона руководил

а) Фидий

7. Главным предметом ввоза в Афины из колонийбыл

в) хлеб


Задание 4.25. Обозначьте цифрами элементы древнегреческого храма:

1 - фронтон

2 - карниз

3 - колонны

4 - статуя божества

5 - фриз


Задание 4.26. Обозначьте цифрами "семь чудес света"

1 - Александрийский маяк

2 - египетские пирамиды

3 - Колосс Родосский

4 - сады Семирамиды

5 - статуя Зевса в Олимпии

6 - храм Артемиды в Эфесе

7 - Галикарнасский мавзолей


Задание 4.27. Соотнесите названия литературных произведений и мифов и отрывки из них

1. Поэма Гомера "Одиссея"

а) Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына,

Грозный, который ахеянам тысячу бедствий содеял:

Многие души могучих героев низринул

В мрачный Аид и самих распростер их в корысть плотоядным

Птицам окрестным и псам (совершалася Зевсова воля)...

2. Поэма Гомера "Илиада" б) Отправился герой выполнять поручения царя. Однажды повстречался он с великаном Антеем - сыном богини Земли. Антей заставлял всех путников бороться с ним, а побежденных убивал. Пришлось и герою сразиться с ним. Много раз повергал он великана на землю. Но каждый раз он вставал еще более сильным, чем прежде, ибо приткнувшись к матери-земле, получа от нее новые силы. Тогда поднял герой Антея над землей и задушил его в своих могучих объятиях
3. Миф о Геракле в) Прибыл Тесей на Крит. Здесь в него влюбилась дочь Миноса - прекрасная Ариадна. Не хотела она гибели героя и дала ему мечь, чтобы убить Минотавра, и клубок ниток, чтобы мог вернуться обратно. Привязал Тесей конец нити у входа в Лабиринт и бесстрашно вошел в него. ам он нашел и убил чудовище
4. Миф о Прометее

г) Первые люди Итаки утесистой мать Пенелопу

Нудят упорно ко  браку и наше имение губят;

Мать же ни в брак ненавистный не хочет вступить, ни от брака

Средств не имеет спастись; а они пожирают нещадно

Наше добро и меня самого напоследок погубят

5. Миф об аргонафтах д) В давние времена люди не знали огня, не умели разводить скот и обрабатывать землю. Они не строили домов и жили в темных сырых пещерах, добывая еду охотой. Пожалел людей титан и научил их различным наукам и ремеслам, земледелию, письму, счету. Он украл у Олимпийских богов огонь и подарил его людям. За это разгневанный Зевс приказал приковать титана к скале, куда каждый день должен был прилетать орел и клевать ему печень своим острым клювом
6. Миф о Минотавре е) Язон со спутниками прибыл в Колхиду за золотым руном. Покровительствовавшие грекам богини Афина и Гера уговорили богиню любви Афродиту внушить дочери царя Колхида прекрасной Медее любовь к Язону. Девушка помогла добыть грекам руно золотого барана
1 2 3 4 5 6
Г А Б Д Е В

Задание 4.28. Обозначьте цифрами, к какому аритектурному стилю относятся колонны

1 - критский

2 - коринфский

3 - ионический

4 - дорический


Задание 4.29. Разгадайте кроссворд

Ответы:

1. Филипп

2. Александрия

3. Херонея

4. Монархия

5. Демосфен

6. Муза

7. Маяк

8. Пергамент

9. Архимед


Задание 4.30. Соедените стрелками название "Древняя Греция" с изображениями достижений культуры этой страны


Задание 4.31. Отметьте достижения ученых Древней Греции

1. Изобретение алфавита

2. Первые исторические сочинения

3. зобретение книгопечатания

4. Первые письменные труды по медицине

5. Преположение, что все предметы состоят из атомов

6. Изобретение шадуфа

7. Установление факта, что Луна не светит сама, а лишь отражает лучи Солнца

8. Составление таблицы умножения

9. Изобретение простых механизмов


Задание 4.32. Расставьте события в хронологическом порядке

9. Объединение Македонии Филиппом II 8. Битва пр Херонее 6. Воцарение Александра Македонского 5. Начало похода на Персию 2. Сражение при Иссе 10. Захват Тира 3. Битва при Гавгамелах 4. Поход на Индию 7. Битва при Гранике 1. Смерть Александра Македонского