Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права - Данилов, Косулина 8 класс 2 часть (ГДЗ, ответы)

Задание № 1. Запишите ответы на вопросы
1. Почему, несмотря на то что по реформе 1861 г. помещикам полагались значительные денежные выплаты, они так и не перестроили свои хозяйства на капиталистический лад?

2. Какую роль в пореформенном сельском хозяйстве играла аренда земли? Почему в тогдашних российских условиях ее нельзя рассматривать как меру капиталистического переустройства сельского хозяйства?

1. Этому препятствовали образ жизни и воспитание помещиков, отсутствие навыков ведения хозяйства, необходимость значительных капиталовложений для реконструкции хозяйства, сохранение пережитков крепостничества и несовершенство самой реформы

2. За аренду земли крестьяне должны были обрабатывать оставшуюся не сданной в аренду помещичью землю собственным инвентарем. Эти отношения были видоизмененной формой прежних «повинностей» и не вели к развитию товарно-денежных отношений



Задание № 2. Проанализируйте данные таблицы "Выплавка чугуна на уральских заводах в тыс. пудов" и запишите краткие выводы

1860 г. 14 500
1861 г. 14 200
1862 г. 10 400
1863 г. 11 400
1867 г. 12 400

Большинство занятых в производстве рабочих на момент проведения реформы были «прикрепленными» заводскими крестьянами. Получив свободу они уходили с заводов. В то же самое время сельские крестьяне были переведены в положение временнообязанных и не могли покинуть деревню. Все это привело к значительному дефициту рабочих рук и вынужденному сокращению производства в промышленности


Задание № 3. Запишите ответы на вопросы

1. Почему экономические реформы в стране начались с реорганизации банковской системы?

2. Почему в уставе Государственного банка содержались статьи, по которым основной и резервный капитал, а также деньги вкладчиков не могли быть использованы государственной казной?

1. Для успешного развития капиталистического производства необходимо наличие свободного капитала, что может обеспечить только развитая банковская система

2. Государственный банк создавался для содействия развитию наиболее важных отраслей промышленности. Нецелевое использование средств могло привести к убыткам, недостаточности инвестиций и подорвать доверие к Государственному банку



Задание № 4. Прочитайте документы и запишите ответы на вопросы

Из воспоминаний князя В. Мещерского:

«[Министерство путей сообщения] представляло главный пункт, где тогда сосредотачивалась вся вакханалия железнодорожной горячки во всем ее разгаре. Тогда уже произносились имена железнодорожных монтекристо — вчера нищих, а сегодня миллионеров. Никто не мог понять, почему такие люди, как Мекк, Дервиз, Губонин, Башмаков и проч., которые не имели, во-первых, ни гроша денег, а во-вторых, никаких инженерных познаний, брались за концессии как ни в чем не бывало и в два-три года делались миллионерами»

Из дневника известного публициста А. Суворина:

«О концессиях вздыхали как о манне небесной. Спит, спит в своей дыре какой-нибудь предприниматель, жаждущий не столько признательности своих граждан, сколько капиталов, и вдруг проснется со счастливой мыслью: «Ба! — восклицает он, ударяя себя по лбу, за покрышкой которого никогда ни одной идеи не таилось, — чего же я думаю? Дорога из Болванска в Дурновку имеет государственное значение. Тут — промышленность, и стратегия, и… черт знает еще что!»

1. О каком периоде в развитии российской экономики идет речь в документах?

2. Что такое концессия?

3. Какова была роль государства в возникновении «железнодорожной горячки»?

4. Каковы последствия бурного железнодорожного строительства?

1. О «железнодорожной горячке» 1868—1872 гг., характеризовавшейся стремительным ростом строительства железных дорог

2. Концессия — договор о передаче в эксплуатацию кому-либо на определенный срок принадлежащих государству природных богатств, компаний, предприятий и других хозяйственных объектов

3. Государство было заинтересовано в развитии железных дорог и разработало программу привлечения к строительству частных лиц, предоставив им значительные льготы и поощрения

4. Способствовало развитию промышленности и торговли, увеличению грузооборота, созданию путей сообщения между регионами страны


Задание № 5. На карте на с. 16 отметьте районы наивысшего развития промышленного производства в 60—70-е гг. XIX в.
Придумайте свою легенду к карте (т. е. значки и цвет, которыми вы будете обозначать развитие тех или иных отраслей промышленного производства)


Задание № 6. В конце 60-х — начале 70-х гг. были введены в строй важные железнодорожные линии: Москва—Курск, Курск—Киев, Курск—Харьков, Харьков—Одесса, Харьков—Ростов, Москва—Ярославль, Ярославль—Вологда, Москва—Тамбов, Тамбов—Саратов, Москва—Брест, Брест—Киев. Отметьте эти линии на карте на с. 16 (прим.: смотри в задании № 5) и дайте письменный ответ на вопрос: каковы экономические результаты строительства этих железных дорог?

Строительство железных дорог способствовало развитию промышленности и торговли, значительному увеличению грузооборота