Идеология и культура - Данилов, Косулина 9 класс 2 часть (ГДЗ, ответы)

Задание 1. Ответьте письменно на поставленные вопросы

1. Чем вы можете объяснить восстановление «железного занавеса» после окончания Второй мировой войны? В чем конкретно это проявилось?

Отношения СССР и его военных союзников быстро испортились. С лета 1946 г. в стране развернулось широкое наступление против «западного влияния» на отечественную культуру

2. Какие последствия имело для советской культуры и науки проведение в жизнь курса на самоизоляцию?

К советской культуре были применены жестокие меры. Литературу, кино, театры, музыку и образование ограничили жестокими рамками закона


Задание 2. Напишите под портретами фамилии деятелей культуры и кратко ответьте на поставленные вопросы

А. А. Ахматова и М. М. Зощенко

1. Авторами каких произведений они являются?

Ахматова: Родная земля, Белая стая, Четки, Два стихотворения, Вечер и т.д. Зощенко: Аристократка, Актер, Баня, Бочка, Коварство и т.д.

2. Как отнеслась власть к их творчеству в послевоенные годы?

Власть обвинила их в пропаганде идей, «чуждых духу партии», называя их произведения «безыдейными, идеологически вредными».

3. Как сложилась личная судьба этих людей в дальнейшем?

Такие авторы стали невыездными, а их жизнь стала ограниченной.

4. В чем вы видите причины такого отношения властей к творчеству этих представителей отечественной культуры?

В своих произведения авторы подвергали критике власть, раскрывая правду для своих читателей


Задание 3. Прочитайте документ и письменно ответьте на поставленные вопросы

Из книги Г. П. Вишневской «Галина»

Актеры играют почти в пустых залах — публика перестала ходить в театр… Так больно слышать, как замечательные артисты Александрийского театра, стыдясь самих себя, натужно, с ложным пафосом выкрикивают трескучие фразы, прославляющие партию и ее великого вождя… Одно утеше¬ние: мало кто их слышит. В великолепном — с бархатом и позолотой — зале Александрийского театра на 1200 мест сидят несколько десятков человек. И я среди них

1. Чем можно объяснить резкое падение интереса зрителей к театральным постановкам в послевоенные годы?

Спектакли прославляли партию, её политику, лидеров. Люди устали от политизации культурных произведений

2. Чем можно объяснить изложенное в отрывке воспоминаний Г. П. Вишневской отношение к ситуации в одном из ведущих театров? Что нового проявилось именно в послевоенные годы?

ЦК контролировал деятельность театров. Текст опер заменялся и политизировался; прославлялись только указанные партии и герои


Задание 4. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы

Из высказываний Л. Д. Ландау (1947)

Я интернационалист, но меня называют космополитом. Я не разделяю науки на советскую и зарубежную. Мне совершенно безразлично, кто сделал то или иное открытие. Поэтому я не могу принять участие в том утрированном подчеркивании приоритета советской и русской науки, которое сейчас проводится

1. Каково ваше отношение к позиции академика Л. Ландау?

Я согласен с позицией академика Ландау, так как считаю, что наука должна развиваться сообща, вместе с остальными странами

2. Чем вы можете объяснить кампанию по борьбе с «космополитизмом» в советской науке и культуре в эти годы?

Во избежание утечки информации, открытий и использования достижений советских ученых в других странах проводилась кампания по борьбе с «космополитизмом»

3. В чем конкретно эта борьба выражалась?

В конце 1948 г. в ходе кампании по борьбе с «космополитизмом» был окончательно восстановлен «Железный занавес». Страна вновь оказалась в культурной изоляции

4. Какие деятели культуры и науки пострадали в ходе этой кампании?

С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян, А. П. Штейн, Э. Г. Казакевич, П. Д. Маркиш, Л. М. Квитко, В. С. Гроссман, С. Я. Маршак

5. Как вы можете оценить последствия борьбы с «космополитизмом» для развития советской науки и культуры?

Борьба привела к обеднению отечественной культуры, изолировала её от достижений мировой культуры. Но все же имелись и положительные черты — это освоение огромного классического наследия


Задание 5

1. Дайте определения понятиям, приведенным ниже:

Космополиты - люди, ставящие общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации

Биологи-менделисты - последователи австрийского ученого Г. Менделя - основоположника учения о наследственности

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости

Кибернетика - наука об общих закономерностях получения, хранения, передачи и преобразования информации в сложных управляющих системах, будь то машины, живые организмы или общество

Музыканты-формалисты - музыканты, исполняющие музыку без выражения особой преданности к партийному режиму

2. Приведите примеры "безыдейных кинофильмов"

"Большая жизнь" (1939), "Адмирал Нахимов", "Иван Грозный"


Задание 6

1. Кратко опишите достижения отечественной науки и культуры в послевоенные годы, которые произвели на вас наибольшее впечатление

Важнейшей задачей советского правительства после войны в области культуры стало восстановление сферы образования. В короткий срок была восстановлена материальная база научных учреждений. В литературе безраздельно господствовал соцреализм. Ведущей темой для литераторов была прошедшая война, однако в официальной литературе раскрывалась она в то время довольно однообразно. Это не означает, конечно, что ничего хорошего не было написано. Талантливым писателем был Борис Николаевич Полевой (Кампов) (1908–1981). В 1946 г. им была создана «Повесть о настоящем человеке», в основу которой были положены реальные события: подвиг Героя Советского Союза летчика А. П. Маресьева, который был ранен, лишился ног, но продолжал летать. В чертах главного персонажа произведения летчика Мересьева нашел выражение образ советского положительного героя. Эта повесть – одно из лучших произведений «воспитывающей» литературы соцреализма, традиции которой были заложены Н. Островским в романе «Как закалялась сталь». О Великой Отечественной войне и о послевоенном мире писал Э. Г. Казакевич («Двое в степи» 1948 г., «Весна на Одере» 1949 г.). Историю трех поколений рабочей династии изобразил в своем романе «Журбины» (1952 г.) В. А. Кочетов.
Развитие живописи и скульптуры по-прежнему определяет соцреализм. Главной задачей архитекторов было восстановление разрушенного войной. Почти заново пришлось отстраивать Сталинград, Киев, Минск, Новгород. В стилистическом отношении продолжает господствовать неоклассика «сталинский ампир». В Москве возводятся знаменитые увенчанные шпилями высотки. Наиболее удачным принято считать здание Московского университета на Воробьевых горах.
Достижения в науке: Летом 1949 г. на семипалатинском полигоне была испытана атомная бомба. Академиком А.Д.Сахаровым также велись разработки первой советской водородной бомбы, работы по созданию бомбы начались в 1945 году, испытана на Семипалатинском полигоне 12 августа 1953 года. В 1948 г. был пущен первый промышленный уран-графитовый реактор. В 1946 г. вошла в строй в Москве первая ультракоротковолновая радиостанция. В 1951 г. под руководством академика С. А. Лебедева была смонтирована первая советская ЭВМ. Значительные успехи были достигнуты в развитии математики, механики, физики, астрономии, некоторых отраслей химии

2. В чём вы видите главные предпосылки этих достижений?

Главной предпосылкой - была "холодная война" с США, международной обстановки и обострением отношений между двумя военно-политическими блоками. Включившись в соревнование с США за стратегическое превосходство, СССР был вынужден тратить огромные средства на достижения в области науки


ГДЗ по другим предметам