Восстановление экономики - Данилов, Косулина 9 класс 2 часть (ГДЗ, ответы)
Задание 1. Заполните таблицу "Материальный урон, нанесенный советскому народу гитлеровской агрессией" на основании материала учебника и прокомментируйте
Потери Цифры Погибло советских людей 27 млн. Разрушено: городов 1710 сел и деревень 70 тыс. промышленных предприятий 31850 шахт 1135 километров железных дорог 65 тыс. км. Посевные площади сократились на 36,8 млн. га. Общий материальный ущерб составил 1/3 национального богатства Победа досталась советскому народу непомерно дорогой ценой. Война принесла нашей стране огромные людские и материальные потери. Все это привело к сокращению рабочей силы, отсутствию полноценного питания и жилья, снижению производительности труда
Задание 2. Заполните таблицу "Доходы советских граждан и стоимость жизни в послевоенные годы" по материалам учебника и ответьте на вопрос
Среднемесячная зарплата 500 руб. Стоимость: 1 кг хлеба 3,4 руб. 1 кг мяса 30 руб. 1 кг сливочного масла 66 руб. десятка яиц 12-16 руб. шерстяного костюма 450 руб.
Каковы, на ваш взгляд, объективные и субъективные причины такого тяжелого положения населения СССР в послевоенные годы?
Огромные потери в войне вызвали нехватку рабочей силы. Разрабатывался военно-промышленный комплекс. 88% всех капитало вложений в промышленность уходило в машиностроительную, топливную и энергетическую отрасль. Легкая и пищевая промышленность не удовлетворяла даже минимальным потребностям населения. Ситуация в сельском хозяйстве осложнилась засухой 1946 года
Задание 3. Пользуясь текстом учебника, опишите альтернативные точки зрения в руководстве СССР после войны на перспективы экономической стратегии
В августе 1945 г. правительство дало поручение подготовить проект четвертого пятилетнего плана. Госплан во главе с председателем Н.А. Вознесенским высказал предложения о некотором смягчении нажима в управлении экономикой, о реорганизации колхозов. В 1946 г. был подготовлен проект новой Конституции СССР. Он допускал существование мелких частных хозяйств крестьян и кустарей, основанных на личном труде и исключающих эксплуатацию чужого труда.
«Снизу» все чаще раздавались призывы к ликвидации колхозов. Говорили об их неэффективности, напоминали, что относительное ослабление государственного давления на производителей в годы войны дало положительный результат. Проводили прямые аналогии с нэпом, введенным после Гражданской войны, когда возрождение экономики началось с оживления частного сектора, децентрализации управления и развития легкой промышленности.
В дискуссиях победила точка зрения Сталина, заявившего в начале 1946 г. о продолжении взятого перед войной курса на завершение строительства социализма и построение коммунизма. Речь шла о возврате к довоенной модели сверхцентрализации в планировании и управлении экономикой, а одновременно и к тем противоречиям между отраслями экономики, которые сложились в 30-е гг.
Задание 4. Прочитайте документ и ответьте на вопросы
Из речи И. В. Сталина на собрании избирателей г. Москвы 9 февраля 1946 г.
Основные задачи нового пятилетнего плана состоят в том, чтобы восстановить пострадавшие районы страны, восстановить довоенный уровень промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти этот уровень в более или менее значительных размерах. Не говоря уже о том, что в ближайшее время будет отменена карточная система, особое внимание будет обращено на расширение производства предметов широкого потребления, на поднятие жизненного уровня трудящихся путем последовательного снижения цен на товары, на широкое строительство всякого рода научно-исследовательских институтов, могущих дать возможность науке развернуть свои силы
1. Со всеми ли приведенными положениями речи вы согласны? Почему?
Согласен не со всем. За пять лет невозможно было совершить этот план из-за сильного упадка страны в экономике, промышленности и сельском хозяйстве. Учитывая тот факт, что огромные средства и силы уходили на вооружение
2. К началу 50-х гг. промышленность и сельское хозяйство СССР оказались в катастрофическом положении. В то же время официальная пропаганда упорно твердила о колоссальных успехах в развитии экономики страны. Прокомментируйте это противоречие. Чем можно объяснить сложившееся к этому времени положение?
Средства на развитие промышленности выделялись в малых размерах, труд рабочих не стимуллировался. Из-за этого сельское хозяйство и промышленность находились в упадке и, чтобы разжечь в людях стремление трудиться, пропаганда твердила об успехах
Задание 5. Прочитайте документ и ответьте на вопросы
Из выступления председателя артели «Вперед» (Челябинская область) Лапова (ноябрь 1946 г.)
Сейчас при советской власти народ и крестьяне чувствуют себя угнетенными, работают от гудка до гудка. Крестьяне ничего не имеют, во всем ограничены, общественные земли поросли сорняком, качество обработки земли плохое, хуже, чем в старое время. Сельхозинвентарь и машины не берегутся, а ломаются, так как колхозники не считают их своими собственными, а чужими, колхозными… Если бы наше сельское хозяйство все время развивалось так же, как в период проведения нэпа, то теперь, в 1945 году, каждый крестьянин-единоличник имел бы в своем индивидуальном хозяйстве трактор, автомашину и другой инвентарь. Крестьяне имели бы изобилие продуктов и ни в чем не нуждались
1. Как вы думаете, в чем основная причина описанной ситуации?
Колхозники пользовались собственностью государства. Они ничего не получали и должны были жить только за счет своих участков
2. За какие именно положения этого заявления Лапов был объявлен властями типичным представителем «кулацкой верхушки» и репрессирован?
Выступал против линии партии, предлагая развивать сельское хозяйство так же, как в период нэпа
3. Чем можно объяснить такую жесткую реакцию властей?
Своими высказываниями Лапов настраивал людей против политики партии, что естественно и вызвало жесткую реакцию властей
4. Правомерно ли приведенное в документе сравнение послевоенного положения в советской деревне с периодом нэпа? На чем была основана уверенность Лапова в эффективности возврата к нэповской модели? Был ли такой воз¬врат возможен после окончания войны?
Лапов был уверен, что крестьяне улучшили бы свое положение и ответственнее подходили к своей работе, но возврат к политике нэпа был конечно невозможен, так как страна находилась в упадке и испытывала нехватку рабочей силы
Задание 6. Напишите названия наиболее значимых документов по теме урока, используя информационные ресурсы исторического факультета МГУ
Сталинские приказы 1942-1945 гг.
Сводки «От Советского Инфорбюро» за каждый день войны 1941-1945 гг.
Стенографический отчет о первом Пленарном заседании (10.01.1946)